Школьное питание
Организация питания в школе
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Поэтому сегодня в нашей школе большое внимание уделяется вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовой, работающей непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.
Комплектация и нормативно-правовая база школьной столовой
Штат столовой укомплектован полностью согласно штатного расписания.
В столовой выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в школе. В кухне установлены столы для работы с готовой и сырой продукцией. Обеденный зал рассчитан на 20 посадочных мест.
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима. В работе постоянно находятся два комплекта столовых приборов. Это позволяет увеличить время дезинфекции. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой.
В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 2 холодильника, ларь для хранения разного вида продуктов. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит соблюдение всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.
Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. На столах всегда есть салфетки, йодирования соль. Дополняют все это красочная наглядная агитация в виде стендов, плакатов. Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.
За качеством питания постоянно следит бракеражная комиссия, в ее состав утверждается ежегодно приказом директора школы, что позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиНа, утвержденное директором школы.
Витаминизация питания происходит за счет добавления в напитки аскорбиновой кислоты, добавления в пищу йодированной соли.
В школьной столовой согласно утвержденной номенклатуре ведутся следующие журналы:
- санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;
- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
- журнал бракеража горячих завтраков;
- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
Примерное меню
Питание организовано с учетом требований щадящего питания с максимальным использованием овощей, выращенных на пришкольном участке.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.
В рамках реализации подпрограммы «Школьное молоко» учащиеся 1-5 классов получают молоко в школьной столовой.
Ежедневно до первого урока происходит учет наличного состава обучающихся.
Вопросы питания детей находятся под пристальным вниманием органов общественного управления школой (Совет школы)
Для контроля за качеством питания и обслуживания в школьной столовой проводится ежегодный мониторинг родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях. Также по результатам анкетирования вносятся коррективы в меню столовой. Регулярно, на общешкольном родительском собрании ответственное лицо за организацию питания в школе информирует родителей об организации горячего питания. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие.
Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье: циклы классных часов, этических бесед:
- «Режим питания – залог здоровья»;
- «Приглашение к чаю»;
- «Гостеприимные хозяева»;
- «Хлебосольный дом».
График питания
Питание школьников организовано на двух переменах.
На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.
Количество питающихся 20 человек, охват горячим питанием по школе составляет 95 %.
На основании ст. 16 Закона Тульской области "Об образовании" питание учащихся 1 - 5-х классов, 6 - 9-х классов (дети из многодетных семей) на каждый учебный день за счет средств бюджета области составляет 18 руб. 85 коп. на одного обучающегося.
Молоком и молочными продуктами обеспечиваются учащиеся 1 - 5-х классов, 6 - 9-х классов (дети из многодетных семей) из расчета 23 руб.82 коп. на одного учащегося в неделю.
На основании решения собрания представителей депутатов администрации муниципального образования Веневский район № 17/127 от 14.12.2010г. ст.11 "О питании школьников" бюджетом местного муниципального образования предусмотрено питание детей из малообеспеченных семей (6-11 классы) в расчете 13 руб. в день на 1-ого обучающегося.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты
Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период активного роста и развития детей. Им нужна не новая диета, а новое отношение к тому, что и как они едят. Организация полноценного горячего питания является, однако, сложной задачей, одним из важнейших звеньев которого служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального здорового питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.
Сегодня недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается.
Но по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.
Основное направление в организации питания учащихся школы — это обеспечение всех школьников горячими завтраками. Организация двухразового питания всех учащихся непосредственно в школах положительно скажется на их гармоническом развитии. Для того чтобы организовать по-настоящему правильное питание в школе, необходимы совместные усилия педагогического коллектива, родителей, работников столовой и всех заинтересованных лиц.
В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
- улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
- снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
- рост учебного потенциала детей и подростков;
- улучшение успеваемости школьников;
- повышение их общего культурного уровня.