Родителям о ФГОС

 
РОДИТЕЛЯМ   О ФГОС.

   С  01  сентября  2011 года  во  всех  образовательных  учреждениях  РФ   вступил  в  действие  федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  второго  поколения.

   Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования утвержден  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  «6» октября  2009 г. № 373.

 Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

   В  основе  стандарта  лежит  общественный  договор – новый  тип  взаимоотношений  между  личностью,  семьей,  обществом  и  государством,  который  в  наиболее  полной  мере  реализует  права  человека  и  гражданина.  Этот  тип  взаимоотношений  основан  на  принципе  взаимного  согласия  личности,  семьи,  общества  и  государства  в  формировании  и  реализации  основополагающих  позиций  в  области  образования.

   «Между  утвержденным  в  2004 г.  федеральным  компонентом  государственного  стандарта  общего  образования  (стандартом  первого  поколения)  и  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  общего  образования  второго  поколения  существует  ряд  существенных  отличий.  Среди  них  есть  те,  которые  можно  отнести  к  разряду  определяющих  сущность  стандарта  второго  поколения.

   Прежде  всего, изменилось  само  понимание  того, что  такое  стандарт.  Соответственно  изменились  и  компоненты  стандарта.  Раньше  под  стандартом  понимали  фиксированные  требования  к  уровню  подготовки  выпускников  и  обязательный  минимум  содержания,  освоение  которого  обеспечит  достижение  планируемых  результатов.  Эти  стандарты  заслуженно   называли  стандартами  содержания  образования.

  Стандарт  второго  поколения  призван  регулировать  не  только  содержание  образования  и  планируемые  образовательные  результаты.  Стандарт  второго  поколения будет обеспечен  гарантиями  государства  относительно  того,  что  эти  образовательные  результаты будут  достигаться  в  условиях  определенной  информационно – образовательной  среды.  Ее  составляют,  прежде  всего,  педагогические  кадры, а  также  материально-техническое,  финансово-экономическое,  информационное  обеспечение.

  У  стандарта  второго  поколения  есть  новые  функции.  Они  связаны  с  тем,  что  система  образования  получает  новые  приоритеты,  новые  задачи.  Новыми  функциями  стандарта  являются:  формирование  российской (гражданской)  идентичности;  гуманизация  образования  и  всей  школьной  деятельности;  обеспечение  сочетаемости, сопоставимости  российской  и  передовых  зарубежных  систем  общего  образования  и  др.» /ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ  АКАДЕМИИ, АКАДЕМИК А.А. КУЗНЕЦОВ/

   Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования (ФГОС НОО) является  нормативным  правовым  актом, разработанным и утвержденным  в  порядке, установленном  Правительством  Российской  Федерации.

   Стандарт  представляет  собой  совокупность  требований, обязательных  при  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  образовательными  учреждениями,  имеющими  государственную  аккредитацию.

   Стандарт включает в себя  требования  к  результатам  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования;  к  структуре  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования;  к  условиям  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования.  Стандарт является  основой  объективной  оценки  уровня  образования  обучающихся  на  ступени  начального  общего  образования.

   В  Законе  Российской  Федерации  «Об  образовании»  такая  структура  стандарта  закреплена  в  статье  7  «Федеральные  государственные  образовательные  стандарты».

   Нормативный  срок  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  составляет  четыре  года.

   Начальная  школа — особый  этап  в  жизни  ребёнка,  связанный  с  изменением  при поступлении  в  школу  ведущей  деятельности  ребёнка — с  переходом  к  учебной деятельности  (при сохранении значимости игровой),  с  освоением  новой  социальной позиции,  расширением  сферы  взаимодействия  ребёнка  с  окружающим  миром,  развитием потребностей  в  общении,  познании,  социальном  признании  и  самовыражении;  с принятием  и  освоением  ребёнком  новой  социальной  роли  ученика,  выражающейся  в формировании  внутренней  позиции  школьника;  с  формированием  у  школьника  основ умения  учиться  и  способности  к  организации  своей  деятельности;  с  изменением  при  этом самооценки  ребёнка;   с  моральным  развитием,  которое  существенным  образом связано  с характером  сотрудничества  со  взрослыми  и сверстниками, общением  и  межличностными отношениями  дружбы,  становлением  основ  гражданской  идентичности  и  мировоззрения.

   Целью  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего образования  является  обеспечение  планируемых  результатов  по  достижению  выпускником начальной  общеобразовательной  школы  целевых  установок,  знаний,  умений,  навыков  и компетенций,  определяемых  личностными,  семейными,  общественными,  государственными потребностями  и  возможностями  ребёнка  младшего  школьного  возраста,  индивидуальными  особенностями  его  развития  и  состояния  здоровья.

   Теперь  в  начальной  школе  ребенка  должны научить  не  только  читать,  считать  и  писать,  чему  и  сейчас  учат  вполне  успешно.  Ему  должны  привить  две  группы  новых умений.  Речь  идет,  во-первых,  об универсальных учебных действиях,  составляющих  основу умения  учиться:  навыках  решения  творческих  задач  и  навыках  поиска,  анализа  и интерпретации  информации.  Во-вторых,  речь  идет  о  формировании  у  детей  мотивации  к обучению,  о  помощи им  в  самоорганизации  и  саморазвитии.

   К  числу  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы отнесены:

•  личностные  результаты — готовность  и  способность  обучающихся  к  саморазвитию, сформированность  мотивации  к  учению  и  познанию,  ценностно-смысловые установки  выпускников  начальной  школы,  отражающие  их  индивидуально-личностные позиции, социальные  компетентности,  личностные качества;  сформированность  основ  российской, гражданской  идентичности;

• метапредметные  результаты — освоенные  обучающимися  универсальные  учебные действия  (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный  обучающимися  в  ходе  изучения  учебных предметов  опыт  специфической  для  каждой  предметной  области  деятельности  по получению  нового  знания,  его  преобразованию  и  применению.
*Под  универсальными  учебными  действиями  понимают  обобщенные  способы  действий,  открывающие  широкую  ориентацию  учащихся  в  различных  предметных  областях.  Это  способы  деятельности,  которые  формируются  и  в  отдельном  учебном  предмете,  и  всей  их  совокупностью.

   Предметная  часть  результатов  проверяется  на  уровне  индивидуальной  аттестации  обучающегося.  А  личностная  часть  является  предметом  анализа  и  оценки  массовых  социологических  исследований.  Это  отличие  стандартов  нового  поколения.  Результаты  разделили  на  те,  которые  относятся  к  конкретной  личности  и  те, которые  относятся  к  оценке  системы  образования  в  целом.

   Содержание  основной  образовательной  программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

   Основная  образовательная  программа  (ООП)  образовательного  учреждения  содержит  следующие разделы:

• пояснительную записку;

•планируемые  результаты  освоения  обучающимися   ООП  начального  общего  образования;

• базисный  учебный  план  образовательного  учреждения;

• программу  формирования  универсальных  учебных  действий  у  обучающихся  на  ступени  начального  общего  образования;

• программы  отдельных  учебных  предметов,  курсов;

•программу  духовно-нравственного  развития, воспитания  обучающихся  на  ступени  начального  общего  образования;

• программу  формирования  культуры  здорового  и  безопасного  образа  жизни;

• программу  коррекционной  работы;

• систему  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования.

   Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, а так же план включающий  внеурочную деятельность.

   Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

   При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

   Разработанная  образовательным  учреждением  основная  образовательная  программа предусматривает:

• достижение  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы начального  общего  образования  всеми  обучающимися, в том  числе  детьми  с ограниченными  возможностями  здоровья;

• выявление  и  развитие  способностей  обучающихся,  в  том  числе  одарённых  детей,  через систему  клубов,  секций,  студий  и  кружков,  организацию  общественно  полезной деятельности, в  том  числе  социальной  практики,  с  использованием  возможностей образовательных  учреждений  дополнительного  образования  детей;

• организацию  интеллектуальных  и  творческих  соревнований,  научно-технического творчества  и  проектно-исследовательской  деятельности;

• участие  обучающихся, их  родителей (законных представителей), педагогических  работников и  общественности  в  проектировании  и  развитии  внутришкольной  социальной  среды;

• использование  в  образовательном  процессе  современных  образовательных  технологий деятельностного  типа;

• возможность  эффективной  самостоятельной  работы  обучающихся  при  поддержке тьюторов  и  других  педагогических  работников.

   Образовательное  учреждение,  реализующее  основную  образовательную  программу начального  общего  образования,  обязано  обеспечить  ознакомление  обучающихся  и  их родителей (законных представителей)  как  участников  образовательного  процесса:

• с  уставом  и  другими  документами, регламентирующими  осуществление  образовательного процесса  в  этом  учреждении;

• с  их  правами  и  обязанностями  в  части  формирования  и  реализации  основной образовательной  программы  начального  общего  образования,  установленными законодательством  Российской  Федерации  и  уставом  образовательного  учреждения.

   Права  и  обязанности  родителей (законных представителей) обучающихся  в  части, касающейся  участия  в  формировании  и  обеспечении  освоения  своими  детьми  основной образовательной  программы  начального  общего  образования,  могут  закрепляться  в заключённом  между  ними  и  образовательным  учреждением  договоре,  отражающем ответственность  субъектов  образования  за  конечные  результаты  освоения  основной образовательной  программы.

   Родители  имеют  право  на  информирование  о  содержании  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования;  на  информирование  о  результатах  выполнения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования школы и конкретно  своим  ребенком;  на  внесение  предложений, касающихся  изменений  образовательной  программы;  на  участие  в  определении  индивидуальной  образовательной  траектории  для  своего  ребенка;  на  консультативную  помощь;  на  апелляцию  в  случае  несогласия  с  оценкой  образовательных  достижений.

   Родители  несут  ответственность  за  создание  благоприятных  условий  для  выполнения  домашней  работы; за  обеспечение  ребенка  средствами  для  успешного  обучения  и  воспитания. Совместно  со  школой  контролируют  обучение  ребенка.

Переход  на  новые  ФГОС НОО  в  образовательных  учреждениях   планируется  проводить постепенно, пошагово:

2011-12 учебный год – все  1-ые классы образовательных  учреждений  начинают  учиться  по  новым стандартам;

2012-13 учебный год -  начинают – 1-ые  классы и  продолжают – 2-ые  классы;

2013-14 учебный год – начинают – 1-ые классы  и  продолжают -  2-ые  и  3-и классы;

2014-15 учебный год – начинают  – 1-ые классы  и  продолжают -  2-ые, 3-и  и  4-ые  классы  и т.д.

  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  призван  играть  важнейшую  роль  в  воспитании  высоконравственных,  творческих,  компетентных  и  успешных  граждан  России,  осознающих  ответственность  перед  обществом  и  нацией  за  настоящее  и  будущее  своей  страны.